ФЭНДОМ

Sietch 2000

Ситч Табр

Ситч (др.пер. сиетч; англ. sietch) — на языке чакобса «место сбора во время опасности» — долговременное пещерное поселение на Арракисе, населенное одной из племенных общин фрименов, а также сама эта община. Ситчами также называли свои пещерные поселения аракинские контрабандисты.

РасположениеПравить

Как правило, ситчи располагались в горах или достаточно больших выходах скальных пород, которые были разбросаны по всей пустыне Арракиса, чтобы скрыть поселение от палящего света звезды Канопус. Обычно ситч размещался в системе рукотворных либо естественных пещер и туннелей — достаточно больших, чтобы вместить не только жилища сотен или даже тысяч фрименских семей, но и церемониальные помещения, хозяйственные и производственные постройки, представляя, таким образом, небольшие скальные города со всеми городскими удобствами, которые требовались для достаточно спартанской жизни фрименского общества. Здесь осуществлялось производство дистикомбов, переработка пряности и преобразование её в волокнистую форму, мелкомасштабное сельское хозяйство и переработки пищевых продуктов, а также хранилась вода племени, размещались сооружения по переработке воды и энергоснабжения.

Во главе поселения стоял наиб. Ситчи постоянно охранялись от посягательств извне, прежде всего, со стороны чужаков с других планет. У всех фрименов кроме основного фрименского имени было также и второе, под которым они были известны только внутри своего сиетча. Фрименское имя Пола Атрейдеса — Муад'Диб, его же ситчское имя — Узул.

Обычно за фрименом и его семьёй закреплялось несколько комнат — это был его яли. Когда фримен умирал, его яли обычно переходил к сыну; если же он погибал во время поединка тахадди, яли переходил к победителю.

В некоторых ситчах, например в ситче Табр, содержались небольшие песчаные черви для проведения ритуалов Воды жизни, а также помещения, где проводились тау-оргии, предназначавшиеся для того, чтобы избавить фрименов от возможной одержимости.

Ситчи и водяная дисциплинаПравить

Sietch water storage 1984

Хранилище воды ситча

Общество фрименов построено на собирании, накоплении и сохранении воды — главного богатства на пустынной Дюне.

Влага собирается из атмосферы с помощью ветряных ловушек. Собранная вода помещается в специальные подземные хранилища. Также её можно получить путём переработки трупов людей и животных. Фримен, обнаруживший труп или послуживший причиной смерти животного или человека (например, победивший в поединке), получает водяные кольца в количестве, пропорциональном объёму полученной воды.

Эти кольца являются валютой в ситчах и поддерживаются общим количеством водных запасов. Кроме того, они используются в некоторых фрименских ритуалах.

У каждого ситча есть подземное хранилище. В нём могут содержаться миллионы декалитров воды, причём тщательно фиксируется каждая её капля. Основное значение хранилища — банк воды. Существует также легенда, что при накоплении определённого общего объёма станет возможной трансформация планеты из пустыни во что-нибудь более пригодное для жизни.

Известные ситчи Править

Dune map names

Ситчи Арракиса

За кулисамиПравить

Dune icon В энциклопедии есть коллекция изображений, связанных с ситчами.

Само название очень близко к топониму Сик (араб. السيق‎), арабскому названию узкого каньона, ограничивающего вход в пустынный город Петра в Иордании. Возможно также, что слово взято из украинского языка. Сечь (в английском иногда оно пишется как «The Sietch», вместо нормативного «Sich»), например поселение казаков с Днепра — Запорожская Сечь.