ФЭНДОМ

Sandworms of Dune Schoenherr

Всадники на песчаных червях

«Благословен Создатель и Вода его. Благословен приход Его и уход. Да очистит мир Его явление. Да сохранит Он мир для народа Его.»
— Лето II Атрейдес(источник)

Шаи-Хулуд, или Песчаный червь — животное Арракиса, известное также как Создатель, или Прадед Пустыни, Старик Пустыни и Отец Вечности (или Старый Отец-Вечность). Произнесенное особым тоном или написанное заглавными буквами означает божество земли — устрашающего подземного демона из верований фрименов.

ОписаниеПравить

Песчаный червь вырастает до огромных размеров (отдельные экземпляры в глубокой пустыне превышают 400 метров в длину) и живет довольно долго, если его не убивает один из его собратьев, или если червь не погибнет, отравившись водой, которая для них ядовита.

Стадии Шаи-Хулуда Править

В течение своего развития черви проходят несколько стадий. Стадия зародышей называется песчаной форелью, или маленькими подателями, и представляет собой бесформенное одноклеточное существо, полурастение-полуживотное, населяющее глубинные песчаные слои. Именно их экскременты образуют предпряную массу. Червь образуется, если большое количество песчаных форелей объединится в единый организм. Если червь подвергается воздействию воды, то он распадается на множество песчаных форелей, которые позже снова могут объединится в червя, таким образом существует замкнутый цикл песчаных червей и форелей.

Роль в экосистеме АрракисаПравить

SHAI-HULUD

Песчаный червь в игре Dune II: The Building of a Dynasty.

Песчаные черви населяют практически все песчаные области Арракиса и играют важную роль в экологии. Меланжа на Арракисе является в основном результатом жизнедеятельности песчаных червей, вследствие чего их также именуют Подателями Пряности или просто Подателями, кроме того, черви выделяют кислород. Из зубов мёртвого Шаи-Хулуда фримены делают свое полу-ритуальное оружие — крисы, а утопив небольшого червя, они получают Воду Жизни. Взрослые особи червей используются фрименами как транспортные средства.

Наездники Шаи-Хулуда Править

Человека, который может вскочить на песчаного червя и управлять им, фримены называют Наездником Пустыни, или просто Наездником. Чтобы забраться на «спину» червя, фримены используют крюки Подателя — большие крюки на длинной раскладной рукояти. Этими же крюками червь и управляется. Фримен, который первым готовится вскочить на червя с помощью таких крюков, называется Крюковым. Обычно он же и рулевой.

Команды рулевого на песчаном черве:

  • Аш! — Налево!
  • Гейрат! — Вперёд!
  • Дерш! — Направо!
  • Хаийй-ио — Пошёл!

ЭтимологияПравить

Арракийское название песчаного червя — Шаи-Хулуд — это искажённое арабское или персидское «шах-е-хулуд», означающее «владыка вечности».

ПоявленияПравить

Dune icon В энциклопедии есть коллекция изображений, связанных с Шаи-Хулудом.
  • Дюна