Фэндом

Хроники Дюны

Ян Власак

725статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Ян Власак (чеш. Jan Vlasák) — чехословацкий, затем чешский актёр театра и кино. В телесериале «Дюна» (2000) исполнил роль ментата Суфира Хавата.

БиографияПравить

Родился 3 февраля 1943 года в городе Чеслав в оккупированной немцами Чехословакии, вырос в соседнем селе Нижнее Бучице. Уже в пять лет мечтал стать актером, и поэтому по вечерам убегал из дома в любительский театр в Нижнего Бучице, где сыграл несколько ролей (к неудовольствию своего отца, который хотел, чтобы сын стал инженером).

Окончив реальную гимназию в Чаславе, Ян устроился сценическим рабочим в театре города Колин, дважды безуспешно пытался поступить на театральный факультет Академии искусств в Праге и в итоге сдал экзамены в Академию музыки имени Яначека в Брно. Уже во время учёбы участвовал в первых профессиональных спектаклях, в небольших ролях на сцене Государственного театра Брно — таких как «Геркулес и Авгиевы конюшни» Дюрренматта, «Мамаша Кураж и её дети» Брехта, «Ян Гус» Йозефа Тыла. Во время учёбы Ян женился, у него родился ребёнок. Окончил Академию в 1966 году, в выпускном спектакле сыграв Тома Уингфилда в спектакле Теннесси Уильямса «Стеклянный зверинец» в постановке Алоиса Хайды.

Получив предложение стать одним из первых актёров создававшегося тогда в Брно «Театра на верёвке», Ян по семейным причинам был вынужден отказаться (работа не давала стабильного дохода) и устроился в Словацкий театр в Угерске-Градиште, где работал до 1969 года, играя многочисленных шекспировских персонажей, а также Кристиана в пьесе «Сирано де Бержерак».

В 1969 году Ян поступил в Театр Петра Безруча в Остраве, а по прошествии четырёх сезонов перешёл в местный Государственный театр, где проработал следующие девять лет, играя в том числе Сирано и Гамлета. После того, как Ян Качер после успеха пьесы Rváči в 1979 году перешёл в пражский театр имени Буриана, он поспособствовал переходу туда же и Власака; правда проработал там он всего год, после чего перешёл в Государственный театр Брно, где играл шекспировского Отелло, Сальери в «Амадее», профессора Хиггинса и Франка в «Марише».

В 1984 году Власак работает в пражском Реалистическом театре им. Зденека Неедлы, за пятнадцать лет на сцене которого среди прочих ролей успел сыграть Яго в «Отелло», Кларина в «Жизнь есть сон», шута Фесте в «Двенадцатой ночи».

На рубеже 1988-1989 годов участвовал в антисоциалистических организациях и демонстрациях, но никогда не уходил в активную политику.

В 1990 году Власак принял предложение играть в пражском Национальном театре, где оставался до 2000 года. Здесь он играл в «Смерти коммивояжёра» и Пизанио в «Цимбелине». Параллельно участвует в сторонних проектах, таких как литературные вечера Lyra Pragensis. С середины 90-х до 2005 преподавал в актёрском колледже в пражском Мишле.

Alec Newman Dune filming.png

С Алеком Ньюманом на съёмках сериала «Дюна»

После ухода из Национального театра непродолжительное время играл в Театре рококо, параллельно участвуя в работе других театров, таких как Divadlo v Řeznické, неоднократно участвовал в летнием Шекспировском фестивале в смиховском театре Шванды. В 2006 году устроился в Пражский городской театр, где также сыграл множество главных ролей, таких как Аргант в «Проделках Скапена», тролля в «Пере Гюнте», отца в «Золотых угрях», Короля Лир.

Впервые Власак снялся в кино в фильме «Диспетчер» (1971). Самыми известными работами актёра в фильмах стали роли в сериале «Дюна» (2000), фильме «Хостел» (2005), «Пустая тара» (2007). Также Власак снимался в фильмах «Золотые времена» (1980), «Атомный храм» (1984), «День рождения режиссера З.К.» (1987), «Путь на юго-запад» (1989), «Тихая боль» (1991), «Вольфганг А. Моцарт» (1991), «Чёрные бароны» (1992), «Леди Макбет Мценского уезда» (1992), «Фатерлянд» (1994), «Бассейн» (2001), «Нормальный» (2009), «Цирк Буковски» (2013), «Красный капитан» (2016) — всего около 70 ролей.

Многие годы работал на радио и был актёром дубляжа.

Личная жизньПравить

Вместе со своей женой Элишкой, психологом и писателем, живет уже более пятидесяти лет. У них трое детей - Андулка, Барунка, Джана.

Внешние ссылкиПравить

Также на Фэндоме

Случайная вики